Утверждена
Решением Совета депутатов
МО «Сойгинское»» № 8
от « 04» апреля 2013 года
Муниципального образования
«Сойгинское »
Долгосрочная целевая программа
«Комплексного развития
систем коммунальной
инфраструктуры
Муниципального образования «Сойгинское»
на 2013-2016 г.г.»
2013 год
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЙГИНСКОЕ»
НА 2013 - 2016 гг.
1. Паспорт программы
Наименование |
Долгосрочная целевая программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Сойгинское» на 2013 - 2016 гг. (далее - Программа) |
Нормативно-правовая |
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказ Минрегиона РФ от 06.05.2011 № 204 «Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», Устав муниципального образования «Сойгинское» |
Заказчик Программы |
Администрация МО «Сойгинское» |
Разработчики |
Глава МО «Сойгинское», первый помощник Главы МО «Сойгинское» |
Руководитель |
Глава МО «Сойгинское» |
Основные цели и |
1. Строительство и модернизация системы коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании «Сойгинское». 2. Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям. 3. Улучшение состояния окружающей среды, 4. Энергосбережение и повышение энергоэффективности коммунального хозяйства. 5. Улучшение состояния окружающей среды, экологическая безопасность развития поселения, создание благоприятных условий для проживания граждан. 6. Создание благоприятных условий для жилищного строительства. |
Сроки реализации |
2013 - 2016 гг. |
Основные |
- развитие системы теплоснабжения; - развитие системы водоснабжения; - развитие системы водоотведения; -переселение граждан из аварийного жилого фонда при участии в Федеральных программах; -паспортизация имущества МО «Сойгинское»; -развитие дорожно-транспортной системы поселения МО «Сойгинское»; - развитие малоэтажного строительства жилищного фонда. |
Исполнители |
ООО УО «Урдомская жилищная компания» Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» ПО «Котласские электрические сети» ОАО «Архоблэнерго» ЗАО «Ленгазэнэрго» |
Организация |
Контроль над реализацией Программы осуществляют - общий контроль; - контроль сроков реализации программных мероприятий. |
Ожидаемые |
Модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры п.Литвино и п.Сойга; -снижение эксплуатационных затрат; -устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека; - улучшение экологического состояния окружающей среды. Развитие теплоснабжения: - повышение надежности и качества теплоснабжения; - обеспечение подключения дополнительных нагрузок при строительстве новых жилых домов; - улучшение экологической обстановки в зоне действия котельной. Развитие водоснабжения и водоотведения: - повышение надежности водоснабжения и водоотведения; - соответствие параметров качества питьевой воды установленным нормативам СанПиН; - снижение уровня потерь воды; - сокращение эксплуатационных расходов на единицу продукции. Развитие дорожно-транспортной системы: - улучшение дорожного полотна имеющихся грунтовых дорог общего пользования МО «Сойгинское»; Развитие малоэтажного строительства жилищного фонда: - изготовление проектов планировки земельных участков по улицам новостроек: Переселение граждан из аварийного жилищного фонда: - снижение социальной напряженности в обществе; - создание дополнительных рабочих мест в поселках; - улучшение состояния здоровья населения. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объемы и источники финансирования программы определяются в соответствии с утвержденными инвестиционными программами. |
2. Краткая характеристика
муниципального образования « Сойгинское»
Общие положения
Муниципальное образование «Сойгинское» расположено на юго-востоке Архангельской области в нижнем течении р. Вычегды. Граничит на востоке с муниципальным образованием «Урдомское», на юге – с Котласским районом, на западе –с Красноборским районом. Его площадь – 112 600 га, что составляет 0,2 % от площади Архангельской области.
В состав муниципального образования «Сойгинское» входят: одно село, 3 поселка и 40 деревень.
Климат муниципального образования умеренно континентальный, с умеренно теплым летом и относительно холодной зимой. В течение года осадки распределяются неравномерно.
Население
На территории муниципального образования «Сойгинское» проживает 1,7 тысячи человек – 15% населения Ленского района. Удельный вес сельского населения составляет 50,7%. Административным центром МО «Сойгинское» является д.Белопашино, с населением 292 человека.
Территория д.Белопашино составляет - 109,3 га.
Транспортная доступность
На территории муниципального образования нет железнодорожной ветки.
Автобусное сообщение по автомобильным дорогам общего пользования обеспечено из с. Яренск до посёлков Литвино, Сойга, д.Устье
06 сентября 2012 года открыта автомобильная дорога Котлас-Сольвычегодск-Яренск. Ввод в эксплуатацию трассы Котлас-Сольвычегодск-Яренск , решает вопросы социально-экономического развития для МО «Сойгинское»: вопросы здравоохранения, вопросы взаимодействия с государственными органами, вопросы межмуниципального сотрудничества.
Производственный сектор
По отраслевой структуре МО «Сойгинское» является промышленным поселением района. Сельское хозяйство развито слабо.
На сегодняшний день крупнейшие предприятие МО «Сойгинское» : ОСП –ЛЗУ Литвиновский» группы «Илим».
Муниципальных промышленных предприятий в муниципальном образовании «Сойгинское» нет.
Основу промышленного комплекса муниципального образования составляют предприятия и индивидуальные предприниматели, ориентированные на заготовку, переработку и вывозку лесоматериалов.
Таблица 2.1
Перечень крупных населенных пунктов,
расположенных на территории муниципального образования
п/п
|
Наименование населенного пункта |
Категория |
Число жителей(чел.) (на 01.01.2013) |
1 |
Слободчиково |
село |
23 |
2 |
Селивановская |
деревня |
95 |
3 |
Сойга |
поселок |
481 |
4 |
Литвино |
поселок |
557 |
5 |
Запань- Лупья |
поселок |
155 |
6 |
Ьелопашино |
деревня |
292 |
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
Таблица 2.2
Транспортная удаленность административного центра
муниципального образования
п/п
|
Наименование транспортного узла |
Расстояние (км) |
1 |
От ближайшей ж/д станции (Урдома ) |
25 |
2 |
От ближайшего аэропорта: - г. Котлас - г. Сыктывкар |
120 260 |
3 |
От областного центра -автодорога |
820
|
Таблица 2.3
Транспортная удаленность основных населенных пунктов
муниципального образования
№ |
Населенные пункты, входящие в состав МО |
Расстояние до |
Наличие и категория дорог |
1. |
д. Белопашино |
0 |
Автодорога общего пользования с гравийным покрытием, группа В |
2. |
д. Селивановская |
25 |
-- // -- |
3. |
пос. Запань-Лупья |
16 |
-- // -- |
4. |
пос. Сойга |
1 |
-- // -- |
5. |
пос.Литвино |
15 |
|
6. |
|
|
-- // -- |
7. |
|
|
-- // -- |
Строительство
На территории муниципального образования «Сойгинско» есть производственные ресурсы для исполнения программ малоэтажного строительства, инженерных систем, планировочных работ. Строительство жилья ведут: индивидуальные предприниматели и непосредственно граждане.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
В состав МО «Сойгинское » входит 225 многоквартирных домов общей площадью 28, 9 тыс. кв. метров жилищного фонда и 185 домов частного сектора. Котельная п.Литвино имеет теплосети протяженностью 517,7 м., п.Сойга ул.Набережная имеет теплосети протяженностью 112,8 м, котельная п.Сойга ул.Центральная имеет теплосети 37,6 м. Так же имеются три скважины. Обслуживанием данных объектов занимается ООО УО «Урдомская жилищная компания»
3. Основные направления Программы
Программа «Комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Сойгинское» на 2013-2016 гг.» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом Минрегиона РФ от 06.05.2011 № 204 «Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», Уставом муниципального образования «Сойгинское », принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Сойгинское» от 06 декабря 2005 года № 11.
В соответствии с действующим законодательством муниципального образования «Сойгинское» Совет депутатов муниципального образования «Сойгинское» утверждает программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения, которая служит основанием для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Разработка Программы вызвана необходимостью обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для привлечения инвестиций, новых подходов к строительству жилых и социальных объектов, современной системы ценообразования, повышения эффективности градостроительных решений, развития конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Программа в перспективе направлена на решение следующих основных задач:
- создание условий для развития жилищного и промышленного строительства в муниципальном образовании «Сойгинское», осуществления комплексного освоения земельных участков;
- строительство и модернизация системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Сойгинское»;
- повышение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям, обеспечение возможности наращивания и модернизации коммунальной инфраструктуры в местах существующей застройки для обеспечения целевых параметров улучшения их состояния и увеличения объемов жилищного строительства;
- улучшение состояния окружающей среды, экологическая безопасность развития поселения, создание благоприятных условий для проживания граждан;
- энергосбережение и создание эффективной системы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
4. Характеристика существующего состояния
коммунальной инфраструктуры МО «Сойгинское»
Система теплоснабжения
Поставщиками тепловой энергии муниципального образования «Сойгинское» является теплоснабжающая организация ООО УО «Урдомская жилищная компания»
Часть жилищно-коммунального сектора и организации снабжаются теплом от котельных , расположенные в поселках Сойга и Литвино. Топливом для данных котельных служат – дрова. Объём поставляемой теплоэнергии в настоящее время от квартальных котельных для организаций составляет 1375 Гкал/год. Мощность котельных составляет 1,2 Гкал/час.
Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исполнении, эксплуатирующихся в МО «Сойгинское», составляет 0,67 километра. Из них 100 % ветхих.
Необходимо проводить модернизацию всех тепловых сетей, произвести замену котлов, на более современные и экономичные.
Система водоснабжения
Водоснабжение, как отрасль, играет огромную роль в обеспечении жизнедеятельности населения и требует целенаправленной государственной политики по развитию надежного питьевого водоснабжения.
ООО УО «Урдомская жилищная компания », снабжает холодной водой население и организации МО «Сойгинское» в поселках Сойга и Литвино. Забор воды осуществляется из скважин, высота забора воды в скважине около 50 метров.
В населенных пунктах поселения вода берётся с открытых водоисточников (колодцев).
Сведения о скважинах , находящихся в эксплуатации у ООО УО «УЖК» , представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Сведения о Водозаборе
строение |
Год постройки |
Площадь строения |
Износ строения |
Размер зон санитарной охраны (м2) |
Технические характеристики |
Скважина п.Сойга Ул.Трудовая |
1968 |
30 кв.м. |
Более 45% |
- |
действующая |
Скважина п.Сойга Ул.Лесная |
1992 |
36 кв.м. |
Более 20% |
- |
Действующая |
Скважина П.Литвино Ул.Южная |
1984 |
24 кв.м |
Более 30% |
- |
Действующая |
Жилищный фонд муниципального образовании.
В состав МО «Сойгинское» входит 225 многоквартирных домов общей площадью 28,8 тыс. кв. метров жилищного фонда и 185 домов частного сектора. Распределение жилищного фонда по материалу стен представлено в таблице 4.2:
Таблица 4.2
№ п/п |
Наименование материала стен |
Площадь жилых помещений (тыс. м2) |
1. |
Каменные, кирпичные |
0,6 |
2. |
Панельные |
- |
4. |
Деревянные (щитовые, брусовые) |
38,1 |
5. |
прочие |
|
На территории МО «Сойгинское » муниципальный жилищный фонд в деревянном исполнении имеет более 70% износа. В настоящий момент ветхим жильем признано 76 домов, общей площадью 4,9 тыс.кв.м. В 2013 году будут признаны аварийными 6 двухквартирных домов, , площадью 0, 8 тыс.м.кв.
После ликвидации Литвиновского Леспромхоза с 1995 года, на территории сельского поселения строительство нового жилого фонда не производилось. Бюджет поселения позволяет и то только частично произвести капитальный ремонт ветхих домов ( 5% площади в год от всего ветхого жилья)
В МО «Сойгинское» для решения этой проблемы необходимы Программа комплексной застройки земельных участков, отводимых под строительство жилья, и проекты планировок данных земельных участков с комплексными архитектурно-планировочными задачами: транспортные схемы, схема благоустройства, схема размещения инженерных сетей.
Электрические сети.
На территории МО «Сойгинское» имеются электрические сети, принадлежащие электросетевым организациям: ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» ПО «Котласские электрические сети» (80 %), ОАО «Архоблэнерго» (20 %).
Освещение улиц населённых пунктов, входящих в состав муниципального образования «Сойгинское» организовано по электрическим линиям, принадлежащим МО «Сойгинское». Количество электрических линий 6, их протяжённость составляет 10 км. Данные линии оборудованы системой учёта и автоматического включения. Источниками энергопотребления по данным линиям применены лампы ДРЛ (100 %). Электрические сети выполнены алюминиевым проводом (100 %).
Автомобильные дороги местного значения в границах населённого пункта.
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 39,3 км, из них с усовершенствованным покрытием 0 км дорог. Характеристика имеющихся дорог по МО «Сойгинское»» представлена в таблице 4.4:
Таблица 4.4 Р Е Е С Т Р |
|||||
автомобильных дорог, принадлежащих на праве собственности |
|||||
МО "Сойгинское" |
|||||
Порядковый номер |
Реестровый номер |
Место расположения автомобильной дороги |
Протяженность (км) |
покрытие |
Техническая категория |
001 |
2-0066/2 |
Архангельская область, Ленский район, п.Литвино |
11,6 |
грунтовое |
IV |
002 |
2-0067/2 |
Архангельская область, Ленский район, п.Сойга |
7,8 |
грунтовые |
IV |
003 |
2-0068/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Белопашино |
5,8 |
грунтовые |
IV |
004 |
2-0069/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Литвино |
1,0 |
грунтовое |
IV |
005 |
2-0070/2 |
Архангельская область, Ленский район, п.Запань-Лупья |
|
|
IV |
: |
|
|
|||
1,5 |
грунтовое |
V |
|||
|
|
V |
|||
006 |
2-0071/2 |
Архангельская область, Ленский район, с.Слободчиково |
1,0 |
грунтовое |
V |
007 |
2-0072/2 |
Архангельская область, Ленский район, с.Слободчиково ул.Центральная |
0,5 |
грунтовое |
V |
008 |
2-0073/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Нефедовская |
2,5 |
грунтовое |
V |
009 |
2-0074/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Черныханы |
|
|
|
|
|
|
|||
0,5 |
грунтовое |
|
|||
|
|
V |
|||
010 |
2-0075/2 |
Архангельская область, Ленский район, автодорожный подъезд к кладбищу п.Сойга |
2,5 |
грунтовое |
V |
011 |
2-0076/2 |
Архангельская область, Ленский район, автодорожный подъезд к кладбищу д.Белопашино |
0,5 |
грунтовое |
V |
012 |
2-0077/2 |
Архангельская область, Ленский район, автодорожный подъезд к кладбищу, д.Лупья |
1,0 |
грунтовое |
IV |
013 |
2-0078/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Рябово |
0,3 |
грунтовое |
IV |
014 |
2-0079/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Устье |
0,4 |
грунтовое |
IV |
015 |
2-0080/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Тимасова Гора |
1.0 |
грунтовое |
IV |
016 |
2-0081/2 |
Архангельская область, Ленский район, д.Кочуринская |
1,0 |
грунтовое |
V |
017 |
2-0459/01 |
Архангельская область, Ленский район, автодорожный подъезд к с.Слободчиково |
|
|
|
: |
|
|
|||
0,4 |
грунтовое |
V |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
39,3 |
|
|
||
в том числе с твёрдым покрытием |
0 |
|
|
||
с грунтовым покрытием |
39,3 |
|
|
Интенсивность дорожного движения в черте п.Литвино, Сойга в период с 2010 года возросла в 2-3 раз, в связи с увеличением автодорожного транспорта.
На территории МО «Сойгинское» осуществляются пассажирские перевозки жителей из поселков Литвино, Запань-Лупья,Сойга, село Слободчиково и деревень Рябово в с. Яренск. Это даёт возможность жителям удалённых территорий выехать в больницу, произвести отметку в ГУ «Центр занятости населения» или совершить поездку по другой необходимости. Выпадающие доходы, при осуществлении этих транспортных услуг, возмещаются из бюджета МО «Сойгинское». В 2012 году эта сумма составила 101 тыс. рублей.
Охрана общественного порядка.
Охрана общественного порядка на территории МО «Сойгинское» поддерживается отделением полиции ОМВО России «Котласский» по Ленскому району.
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС.
На территории муниципального образования дислоцируется государственная пожарная часть ПЧ-25, а также пожарный инвентарь организаций, индивидуальных предпринимателей и предприятий.
В поселке Запань-Лупья создана добровольная пожарная дружина для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Культура.
Услуги культуры на территории поселения предоставляет МБУ « Сойгинский центр культуры ». Оно включает в себя 3 структурных подразделения. В своей деятельности учреждение руководствуется Уставом МБУ « Сойгинский центр культуры », который был утвержден решением Совета депутатов МО «Сойгинское».
В состав учреждения входят: Сойгинский центр культуры, КДЦ «От мало до велика», Рябовский клуб, Литвиновсикй клуб. За год СЦК проводит более 276 культурно-массовых мероприятий. На самых масштабных развлекательных программах , таких как «Музыка нас связала», «Очаровашка», «Рождество», «День матери» присутствуют от 50 до 150 зрителей. В год мероприятия МБУ «Сойгинский центр культуры» посещает и принимает в них участие до 100 человек.
Коллективы МБУ «СЦК» принимают активное участие в различных конкурсах и мероприятиях проводимых администрацией МО «Ленский муниципальный район». Самыми значимыми являются «Ивановская ярмарка», фестиваль «Поет душа ветерана», молодежный фестиваль «Ритм» и др.
Зданиям культуры необходимо дальнейшее проведения модернизации в виде капитальных вложений, в связи с потребностью предоставления населению МО «Сойгинское» современных услуг и расширения их количества.
Благоустройство и озеленение
Часть улиц поселков оснащена тротуарами в деревянном исполнении. В качестве памятных мест в д.Белопашино, с.Слободчиково , д.Селивановская имеются обелиски.
Ритуальные услуги и общественное кладбище.
На территории МО «Сафроновское» находится 5 мест погребения: в посёлке Запань-Лупья, Сойга, кв.52, деревне Белопашино и с.Слободчиково.
Общественные организации
Местная общественная организация ПО ВОИ МО «Сойгинское» насчитывает на сегодняшний день около 30 человек. Первичная организация инвалидов оказывает посильную помощь людям с ограниченными возможностями. Организация принимает активное участие в районных и областных мероприятиях по спорту и культуре (участие в туристическом слете в Коряжме , ,фестиваль « Как прекрасен этот мир , шашечный турнир ), занимая при этом почётные призовые места.
На территории МО «Сойгинско» создано 3 организаций территориально-общественного самоуправления (ТОСа) « На огонек» п.Запань-Лупья, «Белопашино»- д.Белопашино , «Рябово»- д.Селивановская. С целью благоустройства территории населенных пунктов ТОС « Белопашино» реализует проект по благоустройству детских площадок ,денежные средства привлекаются от местных жителей.
Наиболее активную деятельность из общественных организаций осуществляют также:
- Совет ветеранов МО «Сойгинское», который возглавляет подготовку и организацию празднования Дня Победы, Дня пожилых людей и др.праздников.
5. Перспективы развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Сойгинское»
Система теплоснабжения
В 2013 году рассматривается реализация программы софинансирования по замене теплосетей, насосов всех трех котельных и реконструкции котельной п.Сойга у школы. Программа определяет комплекс мероприятий, способствующих повышению надежности и эффективности функционирования объектов теплоснабжения в поселках Сойга и Литвино, снижению затрат по эксплуатации оборудования и улучшению экологической обстановки.
В ходе реализации мероприятий предполагается:
- реконструкция котельной п.Сойга у школы( объединение двух котельных в одну) ;
- замена ветхих участков теплосетей в п.Литвино и п.Сойга. , с применением полипропиленовых труб и с более современной теплоизоляцией.
Данные по проведению ремонтных работ по котельным МО «Сойгинское» в п.Сойга и Литвино представлены в таблице № 5.1.
Таблица 5.1
№ п/п |
Год проведения работ |
Наименование мероприятий |
Протяжённость ремонтируемых участков (м.п.) |
Затраты ( руб.) |
1 |
2013 |
Замена котлов и насосов на котельной №1 ( п.Сойга) |
|
1839468,97 |
2. |
2013 |
Замена котлов и насосов на котельной №3 ( п.Литвино) |
|
1912994, 27 |
3. |
2013 |
Демонтаж котельной №2 ( п.Сойга) |
|
85652, 76 |
4. |
2013 |
Замена теплотрассы ( п,Сойга) |
1140 |
2633627,12 |
5. |
2013 |
Замена теплотрассы ( п.Литвино) |
1035 |
2415916, 32 |
6. |
2013 |
Замена дымовой трубы ( п.Литвино) |
|
456687,29 |
7. |
2014 |
Замена дымовой трубы ( п.Сойга) |
|
499098, 38 |
|
|
Итого |
|
9843445, 11 |
При ремонте и модернизации существующих тепловых сетей предусматривается решение задач по повышению защитных характеристик теплотрасс, снижению аварийных ситуаций на теплосетях, уменьшение потерь тепла при передаче тепловой энергии потребителям.
Администрация МО «Сойгинское», опираясь на статистические данные, делает вывод, что происходит увеличение стоимости составляющих статей затрат экономически обоснованного тарифа. В дальнейшем это может привести к нестабильной работе ресурсоснабжающих организаций.
Данные составляющих экономически - обоснованного тарифа за отопительный сезон 2011-2012 г. представлены в таблице 5.2:
Таблица 5.2
№ п/п |
Наименование статьи затрат в тарифе |
% составляющей |
1. |
Электроэнергия |
30 |
2. |
Топливная составляющая |
50 |
3. |
Зарплата, содержание оборудование, техника безопасности |
41 |
Исходя из природных условий муниципального образования имеются большие запасы восполняемого топливного ресурса – лес, торф. На территории МО «Сойгинское» имеются предприятия лесозаготовки и лесопереработки. Для утилизации продуктов переработки и лесозаготовки необходимо применение оборудования для подготовки этого энергетического ресурса в качестве энергетического топлива и дальнейшего использования для получения тепловой и электрической энергии для собственных нужд существующих энергоустановок.
Система водоснабжения
В связи с большой изношенностью в скважинах электронасосов и труб Администрация МО «Сойгинское » совместно с эксплуатирующей организацией планирует продолжать их поэтапный ремонт и реконструкцию с 2014 года. Данные по проведению ремонтных работ по скважинам МО «Сойгинское» в поселках Сойга, Литвино и Запань-Лупья представлены в таблице № 5.3:
Таблица 5.3
№ п/п |
Год проведения ремонтных работ |
Наименование мероприятий
|
Протяжённость ремонтируемых участков (м.п.) |
Затраты (. руб.) |
1 |
2014 |
Реконструкция скважины у школы Сойга. |
|
30 000 |
2. |
2015 |
Строительство новой скважины п.Литвино |
|
300 000 |
3. |
2016 |
Строительство новой скважины п.Запань-Лупья |
|
350 000 |
4. |
2016 |
Реконструкция скважины п.Сойга ( ул.Трудовая) |
|
120000 |
5. |
2016 |
Реконструкция скважины п.Литвино (ул.Южная) |
|
130 000 |
|
Итого |
|
|
930 000 |
Необходимо планировать мероприятия по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны имеющихся источников водоснабжения:
-устройство твёрдого покрытия подъездной автомобильной дороги до скважин;
-обеспечение систематической санитарной уборки территории ВОС от мусора;
-планово-профилактический ремонт насосного оборудования;
6. Целевые показатели развития
коммунальной инфраструктуры
Основными направлениями развития МО «Сойгинское» являются - модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры, снижение эксплуатационных затрат, устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека, улучшение экологического состояния окружающей среды.
Рассмотрим основные направления каждой системы в отдельности:
1. Развитие системы теплоснабжения:
- повышение надежности и качества теплоснабжения;
- снижение износа тепловых сетей;
- увеличение тепловой мощности;
- улучшение экологической обстановки в зоне действия котельных.
2. Развитие системы водоснабжения и водоотведения:
- повышение надежности водоснабжения и водоотведения;
- повышение экологической безопасности;
- обеспечение соответствия параметров качества питьевой воды в скважинах установленным нормативам СанПиН;
- снижение уровня потерь воды;
- сокращение эксплуатационных расходов на единицу продукции;
- обеспечение запаса мощности сооружений водоподготовки.
3.Утилизация бытовых отходов:
-улучшение санитарного состояния территории поселения;
-стабилизация и последующее уменьшение образования бытовых и промышленных отходов на территории поселения;
-улучшение экологического состояния поселения;
-обеспечение надлежащего сбора, вывозки и утилизации ТБО.
Развитие системы коммунальной инфраструктуры позволит обеспечить развитие жилищного строительства в поселках и создание благоприятной среды обитания в муниципальном образовании «Сойгинское».
Целевые показатели Программы приведены в Таблице 6.1.
Таблица 6.1
Целевые показатели
№ п/п |
Наименование показателей |
Значения показателей |
Изменение, % |
|
2013 г. |
2016 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Водоснабжение |
|||
1.1 |
Количество скважин |
3 |
5 |
- |
|
муниципальных, |
3 |
5 |
- |
1.2 |
Потери воды, м3 |
3640 |
1440 |
- |
1.3 |
Износ отдельных элементов скважин водоснабжения, % |
80% |
30% |
- |
2 |
|
|||
2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
|
|
|
|
3 |
Тепловые сети |
|||
3.1 |
Протяженность в двухтрубном исчислении, км, в т.ч.: |
0,67 |
2,1 |
- |
|
муниципальных, км |
0,67 |
2,1 |
- |
3.2 |
Физический износ отдельных участков сетей, % |
70% |
0 % |
- |
3.3 |
Тепловые потери в сетях, Гкал |
2636 |
1000 |
- |
3.4 |
Тепловые потери в сетях, % от отпуска тепловой энергии |
16,0% |
5% |
- |
3.5 |
Уровень аварийности (количество отказов на 1 км. сетей в год) |
1/21 |
- |
- |
7. Программа
инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей
Таблица 7.1
Инвестиционные проекты
Наименование проекта |
Цель проекта |
Сроки реализации |
Затраты на реализацию |
Количественный показатель |
Ожидаемые эффекты |
Простой срок окупаемости |
1. Система теплоснабжения |
||||||
Модернизация котельных( п.Сойга и п.Литвино)
|
1. Достижение надежного и качественного теплоснабжения; 2. Снижение стоимости выработки тепловой энергии; 3. Улучшение экологического состояния окружающей среды; 4. Энергосбережение. |
2013
2014 |
4 294 903руб
499 098 руб. |
Замена старого оборудования на современное.
Замена дымовой трубы |
1. Снижение тарифа на тепловую энергию; 2. повышение качества теплоснабжения; 3.повышение надежности теплоснабжения; 4. Снижение расходов на закупку топлива;
1.Повышение уровня пожарной безопасности 2. Обеспечение нормального функционирования котельной. |
180 месяцев |
Замена теплотрассы п.Сойга и пЛитвино
|
1. Предотвращение аварийных ситуаций; 2. достижение качественного и надежного теплоснабжения 3.снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух |
2013 |
5 049 543 руб. |
Модернизация |
1. Снижение тарифа на тепловую энергию; 2. повышение качества теплоснабжения; 3. Повышение надежности теплоснабжения; 4.улучшение экологии |
60 месяцев |
2. Система водоснабжения |
||||||
Реконструкция и модернизация скважин |
1. Предотвращение аварийных ситуаций; 2. исключение потерь воды; 3. стабилизация водоснабжения |
2014-2016
|
930 000 руб. |
Реконструкция скважин |
1. повышение качества водоснабжения: 2. снижение затрат на ремонт прорывов. 3. снижение тарифа на водоснабжение 3. повышение надежности водоснабжения. |
60 месяцев |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Вывоз твердых бытовых отходов |
||||||
Установка дополнительных площадок временного хранения ТБО |
1. Сбор и временное хранение ТБО |
2013-2016 |
200 000 руб. |
Установка дополнительных мест по сбору ТБО;
|
1.Усовершенствование сбора и временного хранения отходов. 2. Улучшение экологической обстановки |
48 месяцев |
Разработка генеральной схемы Санитарной очистки территории муниципального образования |
1. Улучшение экологической ситуации по МО; 2. обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
2014 |
150 000 руб. |
Единая схема санитарной очистки территории МО «Сойгинское» |
1.обеспечение надлежащего сбора, вывозки ТБО |
48 месяцев |
5. Автомобильные дороги |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство дорог в районах новых застроек |
1. Улучшение автодорожной сети; 2. Создание условий для нового жилищного строительства;
|
2014-2016 |
50 000 руб. |
Улучшение качества дорожного полотна
|
1. Обеспечение элементами инфраструктуры участков новых застроек под жилищное строительство |
120 месяцев |
|
Оборудование автомобильных дорог автобусными остановками |
1.Создание условий для сервисного обслуживания населения при осуществлении автоперевозок |
2013-2016 |
50 000 руб. |
Автобусные остановки . |
1. Повышение качества обслуживания населения при осуществлении автоперевозок |
120 месяцев |
|
6. Жилищный фонд |
|||||||
Проектирование планировки земельных участков под малоэтажную застройку жилищного фонда |
1.Создание благоприятных условий для малоэтажного жилищного строительства |
2014-2015 |
120 000 руб. |
Проектирование планировки земельных участков – 1,5 Га |
1. снижение социальной напряженности в обществе; 2. Обеспечение районов новых застроек под жилищное строительство проектами планировки земельных участков
|
120 месяцев |
|
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда при содействии Фонда реформирования ЖКХ |
1.Создание комфортных условий для проживания граждан в жилищном фонде |
2014- 2016 |
2 000 000 руб. |
Переселение граждан из аварийного жилищного фонд. |
1. снижение социальной напряженности в обществе; 2. обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда; 3. сокращение доли аварийного жилья в жилищном фонде МО «Сойгинское». |
|
|
7. Освещение улиц |
|||||||
Подготовка пректно-сметной документации объектов уличного освещения |
1.Снижение бюджетных расходов на оплату счетов по освещению улиц МО «Сойгинское» |
2014-2015 |
4 000 руб. |
Реконструкция объектов уличного освещения. Замена ламп в светильниках на энергосберегающие . |
1. повышение качества освещения улиц: 2. снижение затрат на оплату счетов по освещению улиц;
|
60 месяцев |
|
|
|||||||
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Культура и спорт |
|||||||
Проведение модернизации объектов культуры ( клубы) |
1.Создание условий для получения населением новых видов услуг, новых форм обслуживания. |
2014-2016 |
150 000 . руб. |
Приобретение аппаратуры. |
1.Создание интернет-салонов.
|
60 месяцев |
|
Проведение ремонтных работ объектов культуры (клубы) |
1.Создание условий для проведения мероприятий культурного досуга населения |
2014-2016 |
1600 000. руб. |
Ремонт зданий клубов на удалённых территориях– 2 здания |
1. Создание условий для организация культурного досуга населения на удалённых территориях |
60 месяцев |
|
|
|||||||
9. Энергосбережение по многоквартирным домам |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятия по энергосбережению в многоквартирных домах (МКД) |
1. Замена э/ламп на энергосберегающие; 2. Утепление фасадов жилых домов; 3. Работы по замене кровель МКД |
2014- 2016 |
3 000 000 руб. |
1. 5 МКД( 2014 );
2. 5 МКД( 2015);
3. 10 МКД( 2016);
|
1.Экономия –тепло, и энергоресурсов |
|
|
|
|
||||||
8. Источники инвестиций, тарифы
и доступность программы для населения
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого администрацией МО «Сойгинское» и разрабатываемого в соответствии с Программой.
Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организациями коммунального комплекса, управляющими компаниями в администрацию МО «Сойгинское».
Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, управляющих компаний, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, за счет установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей муниципального образования, за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а также других источников финансирования.
Администрация МО «Сойгинское» проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.
В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту предоставленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку администрация МО «Сойгинское» вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса, управляющей компании для устранения выявленных несоответствий.
При соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей ресурсоснабжающие и обслуживающие предприятия, управляющие компании подготавливают предложения о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Администрация МО «Сойгинское» проводит анализ доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом предлагаемой надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
При вынесении администрацией МО «Сойгинское» решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса она вправе:
1) подготовить предложения по изменению условий технического задания, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса;
2) подготовить предложения по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета.
При вынесении администрацией МО «Сойгинское» решения о доступности для потребителей товаров и услуг, организации коммунального комплекса, администрация МО «Сойгинское» направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты в Правительство Архангельской области, с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств бюджета МО «Сойгинское».
Правительство Архангельской области в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
После установления всех указанных тарифов и надбавок администрация МО «Сойгинское» заключает с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса и сроки ее реализации могут быть пересмотрены по предложению организации коммунального комплекса, управляющих компаний, администрации МО «Сойгинское»:
1) если по результатам мониторинга выполнения инвестиционной программы организации коммунального комплекса будет установлено, что рентабельность деятельности этой организации значительно выше или значительно ниже уровня рентабельности, рассчитанного при утверждении данной инвестиционной программы;
2) в случаях объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), и невозможности пересмотра надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
9. Система программных мероприятий
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
1. |
Выдача технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию коммунальной инфраструктуры поселения |
Администрация МО «Сойгинское» |
2. |
Разработка инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры поселения |
Предприятия и организации |
3. |
Анализ доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса |
Администрация МО «Сойгинское» |
4. |
Утверждение инвестиционных программ |
Администрация и Совет депутатов МО «Сойгинское» |
5. |
Заключение договоров между администрацией поселения и организациями коммунального хозяйства, определяющих условия реализации инвестиционных программ |
Администрация МО «Сойгинское» Организации коммунального комплекса |
6. |
Заключение договоров с потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса |
Организации коммунального комплекса |
7. |
Мониторинг исполнения инвестиционных программ |
Администрация МО «Сойгинское» |
8. |
Публикация информации об инвестиционных программах и результатах мониторинга их выполнения |
Администрация и Совет депутатов МО «Сойгинское» |
10. Управление реализацией Программы
и контроль над её выполнением
Администрация МО «Сойгинское» обеспечивает реализацию Программы, в том числе:
ü планирование, выполнение организационных мероприятий Программы;
ü осуществление методических, технических и информационных мероприятий.
Исполнители (организации коммунального комплекса, управляющие компании) Программы осуществляют реализацию мероприятий Программы.
Администрация МО «Сойгинское» координирует работу исполнителей, несет ответственность за достижение целей Программы, в установленном порядке обеспечивает предоставление информации о ходе реализации Программы в СМИ и на официальном сайте МО «Сойгинское» сети Интернет. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа она имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников Программы.
Мониторинг и контроль над реализацией Программы осуществляет администрация МО «Сойгинское».
Организация управления и контроль являются важнейшими элементами выполнения Программы. Данный процесс должен быть сквозным и обеспечиваться информацией по сопоставимым критериям для оценки хода осуществления программных мероприятий.
Индикаторы по мониторингу реализации Программы:
ü количество подготовленных технических заданий для разработки инвестиционных программ;
ü количество разработанных и утвержденных инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, управляющих компаний.
Контроль над исполнением Программы - руководитель Программы – глава муниципального образования «Сойгинское». Исполнители основных мероприятий: организации коммунального комплекса, управляющая компании.
Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ организацией коммунального комплекса, управляющих компаний проводится администрацией МО «Сойгинское» в целях обеспечения тепло-, водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов и своевременного принятия решений о развитии систем коммунальной инфраструктуры. Мониторинг включает в себя сбор и анализ информации о выполнении показателей, установленных производственными и инвестиционными программами организаций коммунального комплекса, а также анализ информации о состоянии и развитии соответствующих систем коммунальной инфраструктуры.
Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, управляющих компаний проводится в соответствии с методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых администрацией МО «Сойгинское» для анализа выполнения производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Пояснительная записка
к проекту решения Совета депутатов «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Муниципального образования «Сойгинское» на 2013-2016 г.г.»
Программа «Комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Сойгинское» на 2013-2016 гг.» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом Минрегиона РФ от 06.05.2011 № 204 «Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», Уставом муниципального образования «Сойгинское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Сойгинское» от 06 декабря 2005 года № 11
В соответствии с действующим законодательством муниципального образования «Сойгинское» Совет депутатов муниципального образования «Сойгинское» утверждает программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения, которая служит основанием для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Разработка Программы вызвана необходимостью обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для привлечения инвестиций, новых подходов к строительству жилых и социальных объектов, современной системы ценообразования, повышения эффективности градостроительных решений, развития конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Программа в перспективе направлена на решение следующих основных задач:
- создание условий для развития жилищного и промышленного строительства в муниципальном образовании «Сойгинское», осуществления комплексного освоения земельных участков;
- строительство и модернизация системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Сойгинское»;
- повышение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям, обеспечение возможности наращивания и модернизации коммунальной инфраструктуры в местах существующей застройки для обеспечения целевых параметров улучшения их состояния и увеличения объемов жилищного строительства;
- улучшение состояния окружающей среды, экологическая безопасность развития поселения, создание благоприятных условий для проживания граждан;
- энергосбережение и создание эффективной системы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Принятие данной программы позволит на условиях софинансирования из местного бюджета, инвестиционной составляющей, привлечь средства федерального и областного бюджетов, так как одним из основных условий участия в областной программе является наличие программы муниципального образования «Сойгинское».
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.